Роспотребнадзор во время проверки в одном из магазинов выявил продукты питания с существенными недостатками — было зафиксировано наличие патогенных бактерий. Можно ли в этом случае подвергать штрафным санкциям магазин, или все-таки отвечать за качество продукции обязан ее производитель? Коллегия Верховного суда по экономспорам ответила на эти вопросы.

Вышеописанная ситуация случилась в Ростове. При проведении экспертизы контролирующие органы выявили несколько нарушений, в том числе была обнаружена кишечная инфекция в 2 видах творога. В результате Роспотребнадзор обратился в судебный арбитраж на основании того, что продажа некачественных молочных продуктов нарушает условия действующего законодательства (технических регламентов и др.).

В суде представитель ответчика настаивал на том, что в торговых точках лишь продавали чужой творог — продукцию, изготовленную двумя крупными молочными комбинатами. И подчеркивал, что ответственность за недостатки товара судебный арбитраж должен возложить на его создателя, а не на ритейлера.

Это арбитражное дело прошло три инстанции — слушания в местном арбитражном суде, апелляцию и кассацию. И во всех случаях судебная система считала доводы собственника торгового бизнеса неубедительными. Каждый раз ссылаясь на то, что за нарушения требований техрегламентов должны отвечать обе стороны — и продавцы, и изготовители. В результате магазин оштрафовали на 300 тысяч рублей на основании ст. 14.43 Кодекса об админнарушениях (ч.2).

Не согласившись с санкциями, ответчик подал собственную жалобу в ВС. Судейскую коллегию заинтересовал этот вопрос, который, похоже, часто передается в судебный арбитраж первой инстанции. Тщательно взвесив все «за» и «против», экономколлегия ВС приняла решение отменить судебные акты всех нижестоящих инстанций. И поскольку Верховный суд РФ отказал контролирующему органу в наложении какого-либо штрафа на компанию-продавца, к административной ответственности в данном случае должны привлекаться именно фирмы-изготовители.