Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО

Попал в ДТП без страховки, я не виновен. Возместят ли ущерб, если нет полиса ОСАГО

Попал в ДТП без страховки, я не виновен. Возместят ли ущерб, если нет полиса ОСАГО

Обязательно поделитесь с друзьями!

Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО

Садясь за руль, любой автовладелец мечтает о безопасной, комфортной и, главное, безаварийной езде. И такое счастливое развитие событий вполне возможно в небольшом городе, однако движение внутри мегаполиса часто связано с различными происшествиями на его дорогах. Многие водители знают, что аварии сказываются на стоимости полиса автострахования, и поэтому нередко задаются вопросом: на сколько увеличится страховка ОСАГО после ДТП по моей вине?

Что такое КБМ

Страхование автогражданской ответственности строится по системе, учитывающей интересы клиента с одной стороны, и выгоду страховщика с другой. Чтобы снизить собственные риски, страховщики, определяя стоимость ОСАГО, обращают внимание на надежность клиента с точки зрения его способности к безаварийной езде. Результат такой оценки выражается в применении к базовому тарифу специальных коэффициентов, способных повысить или понизить стоимость страховки.

Одним из основных коэффициентов, вызывающих стоимостное изменение полиса, является коэффициент бонус-малус (КБМ). Его размер напрямую зависит от аккуратности и профессионализма человека, который управляет автомобилем.

Если показатель аварийности за предшествующий страхованию год равен нулю, автовладелец вполне может рассчитывать на скидку. Если же водитель стал участником дорожного происшествия, повлекшего возмещение ущерба страховщиком, при расчете полиса на следующий год страховая компания применит бонус-малус в его отрицательном значении. В этом случае повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП может существенно повысить стоимость полиса или снизить размер предоставленной ранее скидки.

Использование бонус-малус позволяет:

  • повысить степень аккуратности участников движения на дороге;
  • мотивировать автовладельцев к безаварийной езде;
  • снизить количество обращений за возмещением ущерба по незначительным повреждениям.

Как изменится КБМ после аварии при вине водителя 

Насколько изменится стоимость автостраховки при безаварийной езде или после страхового случая, автовладелец может узнать самостоятельно. Сделать это довольно просто. Для расчета страховщики используют определенные значения повышающего коэффициента бонус-малус, на основании которых создана специальная универсальная таблица.

Значение

КБМ

Класс на начало страхового периода

Изменение класса в зависимости от количества выплат в течение года

Нет

I

II

III

2,45

М

0

М

М

М

2,30

0

1

М

М

М

1,55

1

2

М

М

М

1,40

2

3

1

М

М

1,00

3

4

1

М

М

0,95

4

5

2

1

М

0,90

5

6

3

1

М

0,85

6

7

4

2

М

0,80

7

8

4

2

М

0,75

8

9

5

2

М

0,70

9

10

5

2

1

Из таблицы видно, что в основу расчетов положены следующие факторы:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • число ДТП за истекший год;
  • количество лет страхования.

Водителю следует помнить, что сведения об авариях с его участием заносятся в общую страховую базу. Поэтому переход от одного страховщика к другому с целью избежать понижения класса, не принесет ожидаемого результата.

В первый год сотрудничества страховщик присваивает автолюбителю 3 класс, при котором значение КБМ равно 1. В последующие годы класс или повышается, снижая значение КБМ, или понижается, и тогда значение коэффициента увеличивается, делая полис дороже.

Он меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от того, было ли за год вождения зафиксировано хотя бы одно транспортное происшествие, приведшее к страховым выплатам. Для неопытного автолюбителя, находящегося лишь в начале своего водительского пути, изменения будут следующими:

  1. Вождение без происшествий вызывает повышение класса на единицу. Это означает, что 3 класс становится 4-м. КБМ при этом равно 0,95. Значит, страховка ОСАГО на следующий период будет стоить на 5% дешевле предыдущей.
  2. Одно ДТП снижает класс до 1-го. При этом значение КБМ возрастет до 1,55, а страховка подорожает на 55%;
  3. Два и более ДТП переводит водителя в класс М. Коэффициент, в этом случае, вырастет до его максимального значения – 2,45. Поэтому неаккуратному водителю за следующий полис предстоит заплатить на 145% больше от стоимости прошлогоднего полиса.

К автолюбителям с долголетней историей безаварийной езды страховщики не так строги, как к новичкам. При страховом случае с опытным водителем повышающие коэффициенты по полису ОСАГО лишь снизят размер полученной ранее скидки.

Как долго действует повышающий коэффициент

Испытав на собственном кармане последствия применения повышающего значения бонус-малус, автолюбитель в первую очередь интересуется, сколько действует этот коэффициент. Значение КБМ пересматривается один раз в год, одновременно с оформлением нового страхового полиса.

КБМ не применяется и не влияет на стоимость ОСАГО в следующих случаях:

  • страхование прицепов;
  • оформление ОСАГО на транзитные автомобили;
  • срок действия полиса менее года;
  • страхование машины, зарегистрированной в иностранном государстве и стоящей в России на временном учете.

Можно ли избежать увеличения цены после ДТП

Казалось бы, автовладельцу не избежать неприятных последствий, если в течение года в его водительской жизни была хотя бы одна авария. Однако это не совсем так. Не все происшествия на дорогах приводят к тому, что при формировании цены полиса применяются, коэффициенты, увеличивающие его стоимость.

Класс не будет меняться в сторону понижения после ДТП, если водитель будет признан пострадавшим от действий второй стороны в произошедшей аварии.

Кроме того, можно избежать роста цены обязательной автостраховки, если исключить из списка водителей, которым будет разрешено управлять машиной на следующий год, виновника ДТП. В этом случае необходимость применения повышающих коэффициентов будет оцениваться страховщиками, исходя из истории вождения тех лиц, которые останутся в списке доверенных водителей.

Ранее автовладельцы пытались избежать ответственности, меняя страховщика и скрывая факт своего участия в ДТП. Однако после того, как страховые компании начали использовать в своей работе , подобный способ сохранить страхование авто на прежнем финансовом уровне потерял свою актуальность. На сегодняшний день единственным по-настоящему законным способом сэкономить на страховке, остается аккуратное и внимательное поведение на дороге.

Попали в ДТП, а у одного из участников нет ОСАГО — два возможных варианта

Несмотря на то, что полис обязательного страхования должен быть у каждого водителя, некоторые пренебрегают этой обязанностью. Что делать, если в условиях отсутствия ОСАГО у одной из сторон, случилась авария? А если человек в ДТП ещё и виновный, что ему будет?

Что если у участника ДТП нет полиса?

В целом, при ДТП без страховки ОСАГО необходимо делать то же самое, что и в случае обычной аварии. То есть:

Выставлен знак аварийной остановки ТС

  • вызвать ГИБДД и ожидать их приезда, не покидая место ДТП;
  • если есть такая возможность – подробно заснять всё на фото или видео;
  • попробовать найти свидетелей случившегося и записать их контакты.

По результатам изучения места аварии, инспектор должен составить протокол. Его копия выдаётся всем участникам происшествия.

Единственное, что отличается, если у кого-то из участвовавших в ДТП нет ОСАГО, – такое происшествие нельзя оформлять по Европротоколу. Иными словами на место обязательно должны быть вызваны сотрудники ГИБДД. В заполняемых при этом документах должны быть сделаны пометки о том, что у кого-то из участников аварии отсутствует ОСАГО.

Вне зависимости от того, у кого именно нет полиса, у виновника или пострадавшего, ему придётся заплатить за это административный штраф. В 2020 году его размер составляет 800 рублей.

Как происходит возмещение ущерба?

ОСАГО отсутствует у виновника

При наличии ОСАГО всевозможные расходы потерпевшего, ставшие следствием аварии, покрывает СК виновного. Это касается как денег, потраченных на починку автомобиля, так и тех, что ушли на лечение. Если же у виновника ДТП нет полиса, то ему придётся возмещать причинённый ущерб своими силами. Причём в данном случае при расчётах не учитывается износ ТС, а размер возмещения не ограничен лимитами. Общая сумма складывается из средней по рынку данного региона стоимости деталей и работ.

Причины, по которым ОСАГО отсутствует, ровным счётом ни на что не влияют. Они не могут быть основанием для освобождения от ответственности либо смягчать степень вины.

Досудебная претензия

Составление аргументов для досудебной претензии

Прежде чем подавать на виновного в суд, можно попробовать решить вопрос мирным путём. Для этого нужно предъявить виновнику письменную претензию. В законе нет чётко прописанных правил о том, как её нужно составлять, поэтому она может быть написана в свободной форме. Однако в ней должно обязательно содержаться следующее:

  • данные сторон;
  • информация об аварии (время, место и т. д.);
  • описание полученного вреда;
  • требование возместить этот ущерб, с указанием точной суммы;
  • обоснование (со ссылками на законы), почему возмещение требуется от конкретного человека.

К претензии нужно приложить документ, подтверждающий полученные повреждения, а также обосновывающий сумму требования. Например, заключение о независимой экспертизе. О проведении такой экспертизы необходимо известить виновника ДТП заранее. Передать бумаги можно одним из двух способов:

  1. Лично в руки получателю. При этом необходимо иметь два экземпляра, один из которых остаётся у пострадавшего. На нём виновник должен будет поставить свою подпись и дату получения.
  2. Отправить по почте. Обязательно заказным письмом с уведомлением о том, что оно было получено.

Оба этих варианта предполагают, что у потерпевшего останутся доказательства того, что претензия была подана, если дело дойдёт до суда. Это возможно в том случае, если виновник отказывается платить либо просто игнорирует полученную бумагу.

Также виновник может попросить о рассрочке платежа. Если договорённость достигнута – составляется специальный документ – соглашение. В нём должны быть указаны сумма и то, как она будет выплачена (несколькими платежами либо одним, в какой срок). А также причина возникновения долга.

Суд

Подать судебный иск можно в течение трёх лет с того момента, как произошло ДТП. Ответчиком может быть как непосредственно водитель, виновный в аварии, так и владелец машины. В случае смерти виновного, можно требовать возмещение от его наследников.

Заявление подаётся в суд по месту регистрации ответчика. Если последних несколько – то в любой из подходящих судов. При этом иск может быть составлен один на всех. Если требуемая сумма менее 50 тысяч – это дело мирового суда, если более – районного.

Требовать можно возмещения всех денег, которые были потрачены в связи с ДТП. При этом каждая сумма должна быть доказана и чётко обоснована.

Просить компенсацию за моральный вред смысла не имеет. Такая выплата возможна только в случае спора со страховой.

Вместе с иском в суд подаются следующие документы:

  • справка об аварии;
  • постановление и приложение к нему, выданное сотрудником ГИБДД;
  • справка из полиции, если дело о ДТП – уголовное;
  • результаты независимой экспертизы;
  • все платёжные документы, подтверждающие расходы, связанные с аварией;
  • квитанция об оплате госпошлины в суд.

ДТП без страховки у потерпевшего

Что делать, если нет ОСАГО у потерпевшего? Обращаться в страховую компанию виновника. Ведь возмещение положено пострадавшему вне зависимости от наличия или отсутствия у него полиса.

По сути, алгоритм действий в этом случае будет таким же, как при обращении в свою СК. То есть нужно написать заявление по специальному шаблону и приложить к нему следующие документы:

  1. Всё, что касается происшествия:  справки и прочие бумаги, выданные в ГИБДД.
  2. Копия ОСАГО виновного в аварии.
  3. Заключение о результатах независимой экспертизы, если она проводилась.
  4. Копия паспорта.
  5. Копия водительских прав.
  6. ПТС повреждённого авто.

При требовании возместить ущерб, нанесённый здоровью или жизни, понадобятся также:

  1. Справка о том, какие именно повреждения были получены.
  2. Заключение медкомиссии, если в результате аварии потерпевший стал инвалидом.
  3. Если родственники потерпевшего хотят получить возмещение в связи с летальным исходом – свидетельство о смерти.

После нужно будет подождать результатов экспертизы, которую проводит СК. По её результатам компания назначит сумму компенсации. Однако на практике бывают случаи, когда страховщик отказывается выплачивать деньги. В таком случае необходимо обращаться в суд. То же касается и случаев, когда компания занижает сумму выплаты. В такой ситуации основным доказательством правомерности требований станет заключение независимого эксперта. При решении дела в таком порядке можно требовать не только компенсацию, но и возмещение всех судебных затрат.

Итого, если у кого-то из участников аварии нет страховки, он будет обязан заплатить штраф, вне зависимости от своей роли в ДТП. Кроме того, в данном случае оформление происшествия возможно только с участием сотрудников ГИБДД. Даже при отсутствии полиса ОСАГО пострадавший имеет право на получение компенсации полученного вреда либо от СК виновника, либо от него самого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
Семейный Юрист